Стандарты ISO
В 1947 году в Лондоне представители 25 стран решили создать международную организацию, основной задачей которой стала бы координация разработок и унификация международных стандартов. Новая организация получила название International Organization for Standardization (ISO). В настоящее время ее членами являются около 100 стран.
Главной причиной появления единых стандартов стало желание инициаторов создания этой организации устранить технические барьеры в торговле, которые возникли вследствие того, что в разных странах для одних и тех же технологий и товаров действовали разнородные стандарты. Сегодня стандартами ISO "перекрыты" многие технологические отрасли – от программирования и телекоммуникаций до банковской и финансовой сферы.
По уставу членом ISO может стать "самая авторитетная в стране организация, занимающаяся выработкой стандартов". Таким образом, интересы какой-либо страны в ISO может представлять только одна организация. Помимо основных членов, в ISO входят так называемые члены-корреспонденты (как правило, ими становятся относительно крупные "стандартообразующие" организации отдельных стран, однако еще недостаточно мощные, чтобы распространить свое влияние на стандартизацию технологий по всей стране). Члены-корреспонденты не принимают активного участия в разработке международных стандартов, но имеют полный доступ к интересующей их информации. Наконец, есть еще и члены-подписчики – они представлены организациями развивающихся стран. Россия на сегодня имеет статус члена-корреспондента ISO.
Выполнение технической работы в ISO возложено на 2700 технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп, в состав которых входят представители правительственных, промышленных, научно-исследовательских и юридических кругов (всего около 500 организаций). Каждая организация – член ISO – имеет право включить своего представителя в любой комитет, в деятельности которого она особо заинтересована.
Новые стандарты рождаются в соответствии с тремя принципами.
Во-первых, они являются результатом консенсуса всех заинтересованных сторон – производителей, поставщиков, потребителей, профессиональных разработчиков, правительственных и исследовательских организаций.
Во-вторых, стандарты имеют действительно мировое распространение и удовлетворяют как производителей, так и потребителей.
В-третьих, появление новых стандартов диктуется исключительно требованиями свободного рынка, а не чьей-то злой или доброй волей. Если рынок созрел для нового стандарта, то такой стандарт появляется.
Процесс создания нового стандарта включает три этапа. Обычно инициатива его разработки исходит от производителей, которые доводят базовые предложения стандарта до своего представителя в ISO. Если эта организация признает целесообразность создания нового стандарта, то соответствующая рабочая группа определяет техническую область, на которую предполагаемый стандарт будет распространяться. На втором этапе происходит выработка технических спецификаций, в ходе которой представители различных стран стремятся достичь консенсуса. На заключительном этапе первая версия стандарта утверждается (за стандарт должно проголосовать 75% кворума) и публикуется.
По мере совершенствования технологий, появления новых материалов, методов обработки, повышения требований к качеству и надежности изделий возникает необходимость в пересмотре стандартов. В ISO существует правило: все стандарты должны пересматриваться не реже чем раз в пять лет. Сегодня "перу" ISO принадлежит около 9300 различных стандартов, описание которых занимает 171000 страниц текста на английском языке.
Серия ISO 9000 [18] (управление качеством) включает в себя следующие стандарты:
- ISO 9000-1 (1994 г.). Управление качеством и гарантии качества. Часть 1. Руководство по выбору и использованию.
- ISO 9000-2 (1993 г.). Управление качеством и гарантии качества. Часть 2. Общее руководство по применению стандартов ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003.
- ISO 9000-3 (1991 г.). Управление качеством и гарантии качества.
Часть 3. Руководство по применению стандарта ISO 9001 при разработке, установке и сопровождении ПО. - ISO 9000-4 (1993 г.). Управление качеством и гарантии качества. Часть 4. Руководство по управлению надежностью программ.
Основополагающий стандарт ISO 9001 (1994 г.) задает модель системы качества для процессов проектирования, разработки, производства, установки и обслуживания (продукта, системы, услуги).
Основным преимуществом моделей ISO серии 9000 является их известность, распространенность, признание на мировом уровне, большое количество экспертов и аудиторов и невысокая стоимость услуг сертификации. Универсальность же моделей ISO серии 9000 имеет определенные недостатки: они являются достаточно высокоуровневыми, задают абстрактные модели и не содержат конкретных методологических разработок.
По ISO качество – это совокупность свойств и характеристик продукта, процесса или услуги, которые обеспечивают способность удовлетворять заявленным или подразумеваемым потребностям. Современные способы обеспечения качества базируются на подходах TQM (Total Quality Management). Это управление ресурсами и применение количественных методов анализа для улучшения: разработок, материалов и услуг, поставляемых в организацию; всех процессов внутри организации; степени удовлетворенности настоящих и будущих потребностей клиентов.
В модели ISO 9000 лишь упоминаются требования, которые должны быть реализованы, но не говорится, как это можно сделать. Поэтому для построения полноценной системы качества по ISO помимо основной модели ISO 9001 (1994 или 2000 года), необходимо использовать вспомогательные отраслевые и рекомендательные стандарты. Для организации, занимающейся разработкой программного обеспечения, такими стандартами являются: ISO 9004-1:94 (ISO 9004:2000), ISO 8402:94 (ISO 9000:2000), ISO 9000-3:91, ISO 10007:95, ISO 10013:95, ISO 12207:95.
Семейство стандартов ISO 9000 версии 2000 года разработано с тем чтобы преодолеть недостатки ISO 9000 версии 1994 года и помочь организациям всех специализаций, типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества.
Подход к системам менеджмента качества является общим и применяется к организациям в любой отрасли экономики, поэтому данный стандарт не устанавливает каких-либо конкретных требований к программным продуктам. Требования к ним могут определяться заказчиками или третьими лицами и содержаться в технических спецификациях, стандартах на продукт, стандартах на процесс, контрактных соглашениях и нормативных документах.
В основу построения системы качества в соответствии с моделью ISO 9000:2000 закладываются следующие принципы:
- концентрация на потребностях заказчика;
- активная лидирующая роль руководства;
- вовлечение исполнителей в процессы совершенствования;
- реализация процессного подхода;
- системный подход к управлению;
- обеспечение непрерывных улучшений;
- принятие решений на основе фактов;
- взаимовыгодные отношения с поставщиками.
При этом методически в полном соответствии с дисциплиной построения сложных систем в стандарте ISO 9000:2000 предусматривается, с одной стороны, построение организационной системы "сверху — вниз": от целей предприятия и его политики – к организационной структуре и формированию бизнес-процессов, и с другой – итеративное развитие организационной системы через механизмы измерения и улучшения.
Внедрение системы менеджмента качества организацией–разработчиком программных продуктов по ISO 9000 версии 2000 года состоит из нескольких этапов. В их числе выделяются:
- измерение характеристик продуктов для определения эффективности каждого процесса, направленного на достижение соответствующего качества;
- применение результатов измерений для определения текущей эффективности процессов создания и внедрения продуктов;
- определение способов предотвращения дефектов, снижения изменяемости продукции и минимизации доработок;
- поиск возможностей по снижению рисков и улучшению эффективности и производительности технологических и иных процессов;
- выявление и расстановка в порядке важности тех улучшений, которые могут давать оптимальные результаты с приемлемыми рисками;
- планирование стратегии, процессов и ресурсов для получения идентифицированных улучшений продукции;
- контроль результатов улучшений;
- сравнение полученных результатов с ожидаемыми;
- определение подходящих корректирующих действий.
Реализация этих этапов возможна только при наличии в организации системы критериев, показателей и факторов качества, а также методов их измерения и оценки.