Из чего состоит информационная система
Информационные службы компаний и предприятий (как крупных, так и небольших) обычно предоставляют (или должны представлять в идеале) набор сервисов, доступных с рабочих мест сотрудников этого предприятия. В общем случае понятие сервиса отнюдь не ограничивается информационной системой компании, предоставляющей сотрудникам доступ к корпоративным данным. Сервисом может быть и доступ к тем или иным файлам, хранящимся в локальной сети, и работа с электронной почтой, и доступ в Internet, и использование сетевого принтера или модема, и проведение каких-либо расчетов. Доступность того или иного сервиса в сети нередко определяется тем, какие стандарты он поддерживает (имеются в виду стандартные программные интерфейсы и стандартные протоколы обмена данными).
Если рассматривать многопользовательскую работу с корпоративными данными в сети, основанную на применении какой-либо СУБД (в данном случае неважно, сетевой или серверной), можно заметить, что она подчиняется некоторым общим правилам и состоит, как правило, из стандартного набора программных компонентов и сервисов.
Наиболее важным из таких компонентов является собственно база данных, то есть набор файлов, содержащих данные компании. Этот набор файлов может обслуживаться сервисом, называемым сервером баз данных, если СУБД серверная, или файловыми сервисами операционной системы того компьютера, на котором эти файлы расположены, если СУБД не является серверной.
Следующим важным компонентом такой системы является набор пользовательских приложений, используемых для редактирования и просмотра данных на рабочих станциях сотрудников. В этом случае говорят, что такие приложения содержат презентационную логику информационной системы. Нередко пользовательские приложения используются для проведения других операций с данными (проверка допустимости данных, статистическая обработка, генерация отчетов и др.). В этом случае говорят о том, что такое приложение содержит алгоритмы прикладной обработки данных.
Еще один компонент, без которого работа сетевой информационной системы невозможна - это средства обеспечения доступности данных из СУБД в пользовательском приложении.
Набор этих средств существенно зависит от того, является ли СУБД серверной. Как минимум, во всех случаях он включает средства сетевого доступа, базирующиеся на сетевых средствах операционных систем, используемых для эксплуатации СУБД и пользовательских приложений. Сетевые средства операционных систем включают, как минимум, поддержку сетевых протоколов, обеспечивающих этот доступ.
В случае серверных СУБД к этому набору добавляются средства взаимодействия пользовательского приложения и сервера баз данных, использующие ту же самую поддержку сетевых протоколов операционными системами. Эти средства обычно включают клиентскую часть серверной СУБД, содержащую, как правило, низкоуровневое API (Application Program Interface - прикладной программный интерфейс) взаимодействия с сервером баз данных. Помимо этого, средства обеспечения доступности данных нередко содержат библиотеки, содержащие высокоуровневые функции доступа к данным. Эти функции упрощают использование клиентской части, если СУБД серверная, либо реализуют стандартные операции с данными, если СУБД не является серверной. В случае пользовательских приложений, созданных с помощью средств разработки Inprise, это библиотека Borland Database Engine (BDE) и драйверы SQL Links, в случае использования средств разработки Microsoft и многих других производителей (а иногда и средств разработки Inprise) - ODBC-драйверы.