Разработка сложных программных изделий


Управление рисками


При планировании разработки программного изделия необхо­димо учитывать имеющиеся многочисленные источники и угрозы рисков в проекте. Риск касается как будущего, так и выбора, при­чем любому выбору присуща неопределенность.

Важным моментом при планировании является анализ риска. Примерами областей возможного риска служат:

• качество и стабильность требований пользователя;

• стабильность и полнота описания внешних интерфейсов;

• опыт и квалификация кадров;

• техническая новизна проекта и т.п.

Анализ риска включает четыре разных вида деятельности:

1. Идентификация риска.

2. Описание риска.

3. Оценка риска.

4. Управление риском.

Прежде всего необходимо идентифицировать все возможные риски и систематизировать их по категориям. На самом верхнем уровне можно выделить следующие группы:

• риск проектирования;



• технический риск;

• бизнес-риск (деловой риск).

Риски проектирования включают риски, связанные с неопреде­ленностью в финансировании проекта, в квалификации персонала, непостоянством требований заказчика, несвоевременными постав­ками технических и программных средств и т.д. Кроме того, как уже отмечалось, факторами риска являются сложность и размер программного изделия.

Технический риск появляется в результате того, что разработ­чик на первых этапах не может предвидеть всех сложностей, которые проявятся на этапах разработки, т.е. проблема всегда сложнее, чем она оценивается вначале.

Наиболее коварный — деловой риск. Например, создан пре­красный продукт, который еще не соответствует требованиям рынка, либо созданный продукт не соответствует стратегической линии компании, либо прекращено бюджетное финансирование и т.п.

После составления подробного перечня возможных рисков де­лается попытка описать каждый из выявленных рисков с точки зре­ния вероятности его проявления и с точки зрения тех последствий, которые с ним связаны. С этой целью устанавливается шкала, от­ражающая вероятность риска с точки зрения управленца и проек­тировщика, оценивается влияние риска на проектирование и на продукт.


Три фактора определяют степень влияния риска: природа риска, область его действия и время действия. Природа риска показывает, с какими проблемами столкнется разработчик и управленец, когда событие произойдет. Область действия (влияния) риска показывает, что будет затронуто в проекте и скольким пользователям будет причинен ущерб и т.д. Временной фактор риска характеризует, когда и как долго будет ощущаться его влияние.

В результате анализа каждый риск характеризуется вероятнос­тью его появления и степенью влияния. При этом важно установить приоритеты рисков, которые для большинства проектов рассматри­ваются с точки зрения возможного нарушения графика работ, пре­вышения выделенных ассигнований и нарушений требований поль­зователя. Уже на этапе описания рисков необходимо думать о путях предотвращения наиболее из них опасных, т.е. об управлении рис­ками.

Для больших проектов обычно выделяется от тридцати до соро­ка основных рисков, и для каждого из них намечаются шаги по их предотвращению. Вся эта информация сводится в план управления рисками.

Примером риска может быть текучесть кадров. Предположим, что на основе предыдущих разработок известна ее вероятность, а влияние текучести оценивается процентом повышения длительнос­ти разработки проекта. Тогда для управления этим риском необхо­димо:

• определить причины текучести (оплата, условия работы);

• наметить действия, смягчающие эти причины;

• постоянно контролировать ситуацию;

• подготовить дублеров по критическим специальностям;

• организовать рабочие бригады и т.д.

Очевидно, что эти действия увеличивают первоначальную стои­мость проекта, поэтому планировщик работ должен провести ана­лиз затрат-выгод, чтобы либо обосновать проведение работ, либо отказаться от них.

При анализе всей совокупности рисков целесообразно восполь­зоваться правилом Парето, так как опыт показывает, что двадцать процентов рисков являются причиной восьмидесяти процентов воз­можных нарушений в разработке проекта.Задача состоит в опреде­лении этих двадцати. Решения о приоритетах принимаются после анализа рисков.


Содержание раздела